История Ульяновской живописи

До революции художественная жизнь Симбирска была развита довольно слабо по сравнению с некоторыми другими губернскими городами России. Медленно, однако, непрерывно, в нашем крае шло накопление произведений искусства, сооружение памятников, развитие местных художественных традиций.

К XVIII веку относятся наиболее ранние из известных нам изображений самого города Симбирска, основанного в 1648 году как «засечная крепость» на юго-восточном рубеже Русского государства. Эти изображения знаменуют начало проникновения местной тематики в русское искусство, прежде всего графику. Примерно к середине XVIII века относится гравюра неизвестного художника с изображением Симбирского кремля. Город показан с южной стороны, на гравюре хорошо видны деревянная крепостная стена, три шатровые башни на первом плане, за стеной – пятиглавый Троицкий собор. Другая известная гравюра с панорамой Симбирска также относится к XVIII веку. На первом плане обозначена дорога, ведущая через поля к городу, тонко очерчены миниатюрные фигурки путников, повозка, деревья. С большой точностью воспроизведен архитектурный ансамбль, благодаря чему данная гравюра уже более ста лет используется историками для изучения памятников старины. Автором рисунка-оригинала был известный столичный художник М. И. Махаев. Сам он не был в Симбирске, а получил зарисовки с натуры от подполковника А. И. Свечина, побывавшего в этих местах около 1764 года по заданию Академии наук. Непрофессиональные зарисовки Свечина Махаев перерисовал в 1766 году в соответствии с правилами перспективы. С данной композиции гравер П. А. Артемьев выполнил в 1770 году гравюру на меди.

М. М. Махаев Симбирск в начале 18 столетия, 1766 - 1770


Облик города, запечатленный на гравюрах XVIII века, постепенно менялся. Строились новые здания, улицы, устанавливались памятники. В 1845 году в городе был открыт первый памятник – известному писателю и историку Н. М. Карамзину, уроженцу Симбирской губернии. Авторами памятника, проект которого был разработан в Петербурге в 1836 году, были мастера С. И. Гальберг, Н. А. Рамазанов, К. М. Климченко.

Своей литературной славе Симбирск, бывший родиной и местом творчества многих выдающихся писателей, поэтов, общественных деятелей России, во многом обязан вниманием художников и тем, что в нашем городе постепенно сосредотачивались ценнейшие произведения изобразительного искусства – портретная живопись, скульптура, графика. Известными уроженцами Симбирска кроме Н. М. Карамзина были братья П..М. и Н. М. Языковы, И. А. Гончаров. Здесь жили и работали Н. И. Тургенев, В. П. Ивашев, Д. Давыдов, Д. В. Григорович, С. Т. Аксаков, Н. П. Огарев.

Во второй половине XIX века в нашем крае начинается более интенсивное развитие изобразительного искусства, особенно портретного и пейзажного жанров живописи и графики. Очагами светской художественной культуры становятся усадьбы богатых помещиков, которые скупали картины, создавали личные коллекции, нанимали известных художников в качестве учителей для своих детей. Особо ценные коллекции складывались в имениях В. Н. Поливанова, Мещериновых, Шатрова. Среди известных коллекционеров России начала XX века был житель Симбирска А. В. Жиркевич.

А. Н. Остроградский. Портрет коллекционера А. В. Жиркевича. 1922


В числе художников, работавших в Симбирске, известны имена Д. М. Болотова, М. Ф. Каврайского, А. Н. Остроградского. Среди художников, работающих в нашем крае до революции, были А. Э. Мако, А. В. Строганов, Д. Полозов, А. М. Прокофьев. К сожалению, сведения об их биографии и творчестве крайне скудны, и судить об их работе мы можем лишь по единичным, чудом сохранившимся в музее произведениям.

Постоянный, хотя и небольшой приток профессиональных художников в Симбирск определялся потребностью в учителях рисования местных учебных заведений, число которых к 1917 году было более тридцати. Первым в среде симбирских художников-педагогов мастером с академическим профессиональным образованием был П. И. Пузыревский.

П. И. Пузыревский. Дорога в Поливну. До 1918 г.


В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции художественные выставки в нашем крае организовывались стихийно, порой лишь на личной инициативе отдельных художников. Таковы были выставки Д. И. Архангельского и П. С. Добрынина. Однако многие способные художники вообще не участвовали в выставках. Ярким примером может служить А. А. Пластов. Существовала большая проблема – сплотить художников.

Д. И. Архангельский. Гостиный двор. 1918


Первый шаг к решению этой проблемы был связан с деятельностью АХРР – Ассоциации художников революционной России, имевшей свои филиалы или подобные себе организации во многих городах и проявлявшей заботу о культурном возрождении бывшей периферии. Симбирское (Ульяновское) отделение АХРР формируется на рубеже 1924-1925 годов, первым его председателем становится молодой художник А. Н. Грошев. Ульяновские художники начинают принимать участие на больших тематических выставках АХРР, например «Искусство в массы» (1929). Следующий шаг по организации местного творческого коллектива связан с созданием в 1929 году Объединения ульяновских художников. На первой выставке этого объединения, открытой в 1929 году, участвовало двадцать два человека. Практически оно охватывало всех профессиональных, творчески работавших художников города и района. В объединение входили и мастера старшего поколения (А. Н. Остроградский, И. П. Гурьев, И. Д. Архангельский, А. И. Трапицын), и более молодые, начинавшие свой творческий путь в 1920-х годах (Г. В. Васильев, А. Н. Грошев, В.В. Киселев, П. Г. Панин и другие).

А. И. Трапицын. Весенний разлив у Ульяновска. 1927


А. И. Трапицын. Дали (Жигули с Соколиных гор). 1927


П. Г. Панин. Буксир на Волге. Ок 1930 г.


И. П. Гурьев. Встреча гидроплана в Ульяновске 20 августа 1927 года. 1927


Деятельность объединения продолжалась до 1932 года и была связана, в частности, с организацией выставок, посвященных тринадцатой (1930) и пятнадцатой (1932) годовщинам Великого Октября. Постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» дало новое направление деятельности местных художников: был создан Союз советских художников Куйбышевской области и почти одновременно, в 1936-1937 годах, сформировался ульяновский филиал этого союза. Председатель куйбышевского Союза – энергичный, деятельный П. Д. Козлов, летом 1937 года приезжал в Ульяновск для проведения организационного собрания местных художников. Первым председателем Ульяновского филиала Куйбышевского Союза художников был избран М. М. Радонежский, секретарем – А. В. Свиридов. Состав творческого коллектива ульяновских художников (по сравнению с Объединением 1929 года) постепенно менялся: в 1933 году из Ульяновска уехал И. И. Гурьев, в 1934-м – И. Д. Архангельский, в 1935-м – умер А. И. Трапицын. В Москве обосновались А. А. Пластов и В. В. Киселев. Наиболее активную организаторскую роль теперь играли художники, еще бывшие совсем молодыми, - Г. В. Васильев, А. Н. Грошев, П. Г. Панин. Особенно большую работу по сплочению местных творческих сил вел скульптор Г. В. Васильев, с 1939 года – член Союза советских художников, тогда же избранный председателем Ульяновского филиала куйбышевского союза. Постепенно подрастала и более молодая смена ульяновских художников. Многие из них до сих пор живут и работают в нашем городе.

М. И. Козьмин. На реке Свияге. 1945


Д. И. Архангельский. Улица Ленина. 1951


Правильный XHTML 1.1! Правильный CSS!
Copyright 2009 Антон Воронов, Сергей Никулин. По всем вопросам пишите по адресу administrator@sim-art.ru.
О сайте |  Планы на будущее |  Использование сайта |  Борьба с ошибками |  Поддержать проект